Профориентация детей, подростков и взрослых

 

Консультация по профориентации, - психологическое консультирование с целью помочь определиться в выборе профессии. Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности применяются специальные тесты.


Более развернутая консультация, кроме склонности к определенным типам деятельности, помогает определиться с тем, насколько выбор профессии отразится на жизненном пути и как его сформирует. Здесь идет речь о совместной работе психолога и клиента с такой информацией как перспективы развития профессии, районы ее распространения, уровень доходов в этой отрасли, пути получения квалификации и перспективы карьеры, а также особенности рынка труда. Анализируются также требования выбранной профессии или выбранных альтернатив к индивидуальным особенностям людей, и выявляется, насколько клиент им соответствует.

 

Помощь психолога в выборе профессии очень важна, так как на выбор молодого человека, подростка или старшего школьника, кроме множества объективных факторов, влияет не меньшее множество субъективных, даже если этот выбор подсказан опытными и состоявшимися в жизни родителями. А неосознанный выбор профессии и, соответственно, в дальнейшем - работы, деятельности, которая занимает наибольшую часть жизни, ведет к неудовлетворенности, порой постоянной и глубокой, и нарушает внутреннее благополучие личности.

 

Разумное, ответственное профессиональное самоопределение должно исключать немотивированную формулировку «хочу стать + профессия». Оно должно быть результатом долгой работы с одной стороны по познанию себя, собственных склонностей, интересов, умений и своей мотивации, а с другой - по соотношению всего сказанного с требованиями, предъявляемыми избранным направлением.

 

 

В каком возрасте и в каких случаях нужна профориентация/помощь психолога

1. Среднестатистически, и в случае, когда более или менее наклонности подростка ясны, желательно лет в 15 уже определиться. Если вы не сделали этого в 15 лет, не поздно делать позже.


2. Школьник уже с 4 класса, который, по определению родителей или учителей:

 

А) «ничем не интересуется» (очень частый повод обращения к психологу).

 

Таких детей просто не существует. Ничем не интересуется только человек в состоянии комы, поскольку у него отключено сознание. Возможно, ребенок не хочет показать окружающим свои интересы, либо не может их проявить. Профориентация школьников в разном возрасте может показать Вам как наличие скрытых способностей, так и явных талантов, которые надо срочно развивать!

 

Я работаю по авторской методике выявления способностей в ребёнке. Иногда на это уходит долгое время. Чем раньше Вы обратитесь в сложной или непонятной ситуации - тем лучше для ребёнка, а в конечном итоге и для родителей.

 

Б) «интересуется только Х» (например, компьютерные игры, общение с друзьями или сидение у телевизора).

 

Прежде всего, ответьте на вопрос, влияет ли это на учебу, на отношения с родителями, на состояние здоровья. Если нет, дайте ребенку время, и ситуация изменится сама. Если влияет в небольшой мере, попробуйте справиться самостоятельно, вовлекая ребенка своим примером в какую-то другую деятельность, при условии, что Вы знаете, что она могла бы быть ему интересна. Если же Вы не смогли наладить контакт с ребенком в этой тематике, если его увлечение сказывается на его учебе, сне или аппетите, быстро (но без паники) обратитесь за консультацией, пока проблема еще не запущена.

А также:

3. Люди в зрелом возрасте, у которых изменились жизненные ситуации.

А) Ранее не работавшая женщина после развода.

 

Б) Женщина, дети которой выросли, если она хочет вернуться к прежней деятельности либо переориентироваться на другую. Примите во внимание: роль матери, особенно «долгосрочная», не может не повлиять на изменение характера, жизненных установок, а также появление новых ценных умений, а значит, картина склонности может радикально меняться.

 

В) Студент либо молодой человек после вуза, разочаровавшийся на практике в выбранной профессии, по каким бы то ни было причинам.

 

Г) Человек с определенными ограничениями по здоровью, выбравший профессию, однако стоящий перед вопросом: «Смогу ли я?»

 

Д) Человек, испытавший на себе «синдром выгорания» и принявший решение сменить род деятельности (оговорюсь, что синдром выгорания не приводит автоматически в 100% к такому решению).

 

Е) Человек, занимающийся личностным ростом, либо прошедший возрастной или духовный кризис, или по каким-либо иным причинам нацелен на перемены в своей жизни, в том числе в плане работы.